• Русский
  • Українська
  • English
          26 марта 2016        189         0

критически мыслящий в строгом смысле

strong sense critical thinker

Тот, кто преимущественно характеризуется следующими чертами:

  1. способность подвергать глубокому сомнению собственную структуру мышления,
  2. способность с интересом (симпатически, симметрично) и умозрительно воссоздавать самые сильные версии точек зрения и структур мышления, находящихся в оппозиции по отношению к его собственным,
  3. способность рассуждать диалектически (мультилогично) таким образом, чтобы решить, когда собственная точка зрения наиболее слаба, и когда противоположная точка зрения является наиболее сильной.

Критические мыслители в сильном смысле не ослеплены, как обычно бывает, собственными точками зрения. Они знают, что у них есть точки зрения, и, следовательно, осознают, на какой структуре допущений и идей основывается их собственное мышление. Они понимают необходимость подвергать свои собственные допущения и идеи проверке сильнейшими возражениями, которые могут быть выдвинуты против них.

Обучение критическому мышлению в сильном смысле заключается в том, чтобы научить учащихся излагать, понимать и критиковать собственные глубочайшие предрассудки, пристрастия и заблуждения, тем самым разоблачая и ставя под сомнение собственные эгоистические и социоцентрические стремления. Мы можем надеяться, что мыслим действительно разумным способом, только если подвергаем сомнению свои неизбежные эгоцентрические и социоцентрические привычки мышления. Только диалогическое мышление об основных проблемах, которые действительно важны для индивидуума, обеспечивает вид практики и умения, необходимые для развития критического мышления в сильном смысле.

Учащиеся должны вырабатывать все навыки критического мышления в диалогической среде, чтобы достигать этично-рационального совершенствования, то есть подлинной беспристрастности. Если критическому мышлению обучать просто как атомарным умениям отдельно от эмпатической практики вникания в точки зрения, по отношению к которым учащиеся испытывают страх или враждебность, то учащиеся просто найдут дополнительные средства рационализирования предубеждений и предвзятых мнений или убеждения других людей, что именно их точка зрения является правильной. Они деформируются из простецких в хитроумных критических мыслителей (но не в сильном смысле).

Автор публикации

не в сети 3 недели

bigboss

10
Комментарии: 0Публикации: 184Регистрация: 16-02-2016
« Back to Glossary Index

Добавить комментарий