• Русский
  • Українська
  • English
          21 марта 2016        107         0

монологичные проблемы

Монологичные проблемы

monological (one-dimensional) problems

монологичные (одномерные) проблемы

Проблемы, которые могут быть решены размышлением исключительно в рамках одной точки зрения или системы взглядов. Рассмотрим, например, следующие проблемы:

  1. Десять полных ящиков грецких орехов весят 410 фунтов, тогда как пустой ящик весит 10 фунтов. Сколько весят одни грецкие орехи?;
  2. В скольких днях недели третья буква названия дня немедленно следует за первой буквой названия дня недели в алфавите?

Эти проблемы и способы, которым они решаются, называются “монологическими”. Они располагаются в рамках одной системы координат с определённым набором логических действий (операций). Когда применяется правильный набор операций, проблема решается. Ответ или предложенное решение могут быть доказаны или продемонстрированы в качестве “правильного” ответа или решения по стандартам, подразумеваемым в данной системе координат.

Большинство важных человеческих проблем являются скорее мультилогичными, чем монологичными, — неатомарными проблемами, неразрывно соединёнными с другими проблемами, — с некоторым концептуальным беспорядком в отношении их и очень часто с важными ценностями, скрывающимися в (их) основании. Когда у проблем есть эмпирическое измерение, это измерение проявляет тенденцию иметь спорную область применения. В мультилогичных проблемах часто является спорным, как надо бы интерпретировать некоторые факты и как надо бы определять их значение. Когда они содержат концептуальное измерение (аспект), то обычно существуют дискуссионно различные способы точного применения концептов.

Хотя жизнь преподносит нам в подавляющем большинстве случаев мультилогичные проблемы, обучение в школе сегодня чрезмерно акцентирует внимание на монологичных проблемах. Ещё хуже, и гораздо чаще, то, что нынешние практики преподавания обращаются с мультилогичными проблемами так, будто они являются монологичными. Постановка мультилогичных проблем и их рассмотрение с множества точек зрения играют важную роль в культивировании критического мышления и научения высшего порядка.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Игорь Хайдакин

1 235
Комментарии: 0Публикации: 219Регистрация: 19-02-2016
« Back to Glossary Index

Добавить комментарий