• Русский
  • Українська
  • English
  Публикации        07 декабря 2016        232         Комментарии к записи Как защитить себя от собственных заблуждений? Часть I отключены

Как защитить себя от собственных заблуждений? Часть I

Интервью Лейлы Натальи Бахадори с Евгением Волковым (11 ноября 2016 года)

Беседа первая. О принципе интеллектуальной скромности

– Что же такое «критическое мышление»?

– Давайте я попробую дать короткое определение того, что психологи называют сложным термином «критическое мышление». Какими синонимами его можно заменить? Строго говоря, если попробовать это сделать, то его можно более или менее успешно заменить такими словосочетаниями, как «научное мышление», «квалифицированное мышление», «логичное и аргументированное мышление».

Иногда я называю его ещё «профессиональным», но не в смысле того, что речь идёт о какой-то профессии, а имея в виду то, что такое мышление можно противопоставить любительскому рассуждению о том или ином предмете. Общеизвестно, что любитель и профессионал различаются между собой. Чем-то ведь они различаются, не так ли?

– Да, разумеется! Человек может просто красиво танцевать от природы, а может учиться этому многие годы, и тогда он становится истинным профессионалом.

– Вот так же происходит с процессом мышления. Все мы всю жизнь думаем, но большинство думает на любительском уровне, как умеет и как получается. Профессионал же мыслит, контролируя и направляя сам этот процесс. Это одно из отличий критического мышления от любительского. Критическое мышление – это мышление, которое осознаёт само себя. То есть это когда мыслящий человек понимает, что он в данный момент выполняет такую работу – мыслит и осознанно выстраивает процесс своего мышления. При этом он использует инструменты, техники, мыслительные приёмы, которыми он овладел в течение жизни или научился им, или его научили этим приёмам его учителя.

– Иными словами, есть два способа мыслить. Первый способ – это когда человек принимает решение понять что-то и как бы говорит себе «я сейчас буду думать над этим». А если человек сидит перед телевизором, смотрит и мысленно или вслух комментирует увиденное на экране и доносит своё мнение до окружающих – это не критическое мышление?

– Если человек просто в процессе неосознанного мыслительного процесса пришёл к какому-то мнению – это не производное от критического мышления, даже если в его суждении имеется критическая оценка. Это больше похоже на «верю – не верю». Он ведь исходит из уже имеющейся у него информации и из своих же её оценок. Он услышал, сделал вывод «верю, не верю, нравится, не нравится» и всё: процесс мышления прекращается, даже не начавшись. Произошла остановка процесса мышления. У специалистов по деструктивным культам есть такой термин «стоп-мышление», т.е. момент прекращения процесса мышления, прекращение критической оценки того, что происходит с человеком. В принципе «стоп-мышление» – это такое умозаключение, такая мысль, которая ведёт к прекращению дальнейшего процесса мышления.

Раскрывая дальше тему того, какой процесс скрывается под термином «критическое мышление», я бы привёл противопоставление «умелое – неумелое», где «умелое» – это как раз то, что надо. Можно также добавить, что это научно обоснованный процесс мышления. Но это не узко-нацеленное мышление, которое используется для решения, например, научных задач, а мышление, нацеленное на осознанное извлечение знания о мире и о себе, направленное на дальнейшее осмысленное использование этих знаний, их проверка на опыте, на фактах и данных. Проще говоря, это мышление, которое работает с восприятием реальности.

– Почему же тогда оно называется именно критическим мышлением, а не научным или другими синонимичными терминами?

– Критическим мышлением психологи его назвали потому, что в основе его лежит очень ясное понимание того, что человек существо не совершенное, он много и часто ошибается. Его восприятие реальности, привычки его мышления, постоянно уводят его от самой реальности, если человек не испытал чего-то на практике, не прошёл специального обучения, и даже при этом условии. Это, мягко говоря, мало кто не ошибается. Кстати, основным из постулатов критического мышления является принцип интеллектуальной скромности. Его ещё можно назвать принципом интеллектуального смирения.

– Что постулирует этот принцип?

– Этот принцип гласит, что необходимо признать, что человек – существо не совершенное, в том числе и сам признающий это. Следовательно, нужно это несовершенство учитывать и предпринимать все необходимые меры, использовать всевозможные средства и способы, которые могут это несовершенство компенсировать настолько, насколько это вообще возможно.

– Да ведь это, по сути, религиозный, духовный принцип!

– Можно сказать и так. На самом деле, это и есть фундамент критического мышления. Но оно этим признанием несовершенства человека не ограничивается, иначе чтобы было в нём полезного, кроме признания собственных изъянов? Тут надо заметить, что одно дело, когда человек признал, что он не совершенен, а другое, когда он всеми способами начал стремится к вершине доступного ему совершенства. Предпринять усилия к тому, чтобы сделать своё несовершенство менее несовершенным.

– А может ли человек сам, без посторонней и профессиональной помощи, встать на путь приближения к совершенству в сфере критического мышления?

– Можно. Но лучше так не делать. Приведу пример. Если вы хотите профессионально заняться любым видом спорта и сами тренируетесь в поте лица, вы, соответственно, в своих навыках становитесь совершеннее, чем тот человек, который делает то же самое, не стремясь к совершенству, к профессионализму. Ваши результаты будут намного лучше, если делать это с тренером, хотя, бывает, и сами люди, тренируясь, достигают каких-то результатов, как и в профессиональном спорте, как и в профессиональном мышлении. Однако если говорить о критическом мышлении, то это такой специфический навык, я бы всё-таки рекомендовал делать это под руководством специалиста. Не зря же многие компании заказывают специальные тренинги и разработки для своих сотрудников по совершенствованию навыков критического мышления.

– Спасибо большое, Евгений Новомирович, за первый урок критического мышления. Будем знать и использовать принцип интеллектуальной скромности осознанно!

Беседовала Лейла Наталья Бахадори

Материал взят с сайта Islam.Ru

10

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Игорь Хайдакин

1 345
Комментарии: 0Публикации: 219Регистрация: 19-02-2016
  Метки:
Кто сейчас на сайте:

Пользователи не найдены