• Русский
  • Українська
  • English
  избранное, Публикации        23 апреля 2017        57         0

Мышление с концептами

Привлекая наших учащихся к путешествию к личной свободе


Концепции для нас, как воздух, которым мы дышим. Они повсюду. Они необходимы для нашей жизни. Но мы их редко замечаем. Но только тогда, когда мы каким-то образом концептуализировали предмет (вещь, ситуацию), только тогда мы можем думать о нем. Вселенная не дает нам или кому-либо еще указания о том, как вещи должны быть концептуализированы. Мы должны создать эту концептуализацию самостоятельно или с окружающими. Будучи концептуализированным, предмет интегрируется нами, в систему идей (поскольку ни одна концепция или идея никогда не стоит одна). Мы концептуализируем вещи самостоятельно с помощью наших собственных идей. Мы концептуализируем ситуацию в социальном плане с помощью идей окружающих (социальных групп). Мы объясняем одну идею с помощью других идей. Поэтому, если кто-то попросил нас объяснить, что такое “друг”, мы можем сказать, как “Webster’s New World “: “человек, которого все хорошо знают и любят”. Если тот же человек попросил нас сказать, что значит “хорошо знать кого-то”, мы ответим, представив еще новые идеи или концепции.

Люди обращаются практически ко всему пережитому как к чему-то, чему может быть “придан смысл” силой нашего разума для создания концептуализации и выведения на ее основе умозаключений (следовательно, для создания дальнейших концептуализаций). Мы делаем это так регулярно и автоматически, что, как правило, не осознаем себя вовлеченным в эти процессы. В нашей повседневной жизни, мы не познаем сначала мир в “бессодержательной” форме, а затем сознательно помещаем то, что переживаем, в категории, чтобы понять смысл. Каждому действию, в которое мы вовлечены, автоматически дается социальный смысл окружающими.

Для некритического ума это как бы дано нам с присущим им “именем”. В какой-то мере мы все жертвы этой иллюзии. Таким образом, мы видим не форму и цвет, а “деревья”, “облака”, “траву”, “дороги”, “людей”, “детей”, “закаты” и т.д. Некоторые из этих понятий мы получаем на нашем родном языке. Некоторые из них являются результатом нашей социальной обусловленности нравов, фольклора и табу определенных социальных групп и конкретного общества. Затем мы применяем эти концепты автоматически, как если бы имена принадлежали вещам по своей природе, как если бы мы не создали эти понятия в своих собственных умах.

Если мы хотим помочь учащимся развиваться как критически мыслящиеся, то мы должны помочь им примириться с этой человеческой силой ума, силой создавать концепции, с помощью которых мы, и они, видим и переживаем мир. Ибо именно эту способность они должны взять на себя, если они хотят овладеть своим мышлением. Чтобы стать опытным критическим мыслителем, они должны стать хозяином своих собственных концептуализаций. Они должны развивать способность мысленно “убирать” ту или иную концепцию из вещей, обозначенных концепцией, и опробовать альтернативные идеи, альтернативные “понятия”. Как правило, специалисты по семантике часто говорят: “Слово – это не вещь! Слово не вещь!” Если учащиеся застряли в ловушке одного набора концепций (идей, слов) – как это часто бывает – тогда они думают о вещах одним негибким способом. Слово и вещь становятся одним и тем же в их умах. Тогда они неспособны действовать как действительно свободные люди.

Руководствование (владение) концептами
требует руководства по применению языка

Для овладения концептами и идеями важно, во-первых, овладеть установленным использованием слов (как описано в хорошем словаре). Например, если специалист владеет английским языком, он признает значительную разницу в языке между потребностью и желанием, между суждением и осуждением, между наличием информации и приобретением знаний, между смирением и рабством, между упрямством и смелостью ваших убеждений. Владение такими различия (и многих других) в языке оказывает существенное влияние на то, как мы интерпретируем наш опыт. Без этого владения мы путаем эти важные различия и искажаем важные реалии, которые помогают нам видеть различия. Далее следуют упражнения, которые вы можете сделать, чтобы студенты начали проверять свое понимание основных концептов.

Тестирование вашего понимания основных концептов

Каждая пара слов ниже иллюстрирует важное различие, обозначенное нашим языком. Для каждого набора, работая с партнером, обсудите свое понимание каждой пары, подчеркнув существенную и характерную разницу. Затем запишите свое понимание существенной разницы. После того, как вы это сделали (для каждого набора слов), найдите слова в словаре и обсудите, насколько близки ваши “идеи” к существенному различию пары слов по отношению к действительным различиям, указанным или подразумеваемым словами словаря. (Между прочим, мы рекомендуем Webster’s New World Dictionary)

  1. умный / хитрый
  2. власть / контроль
  3. любовь / романтика
  4. вера / знания
  5. готовить к жизни в обществе / обучать
  6. эгоистичный / целеустремленный
  7. друг / знакомый
  8. гнев / ярость
  9. ревность (подозрительность) / зависть

Из практики в таких упражнениях студенты могут стать образованными носителями своего родного языка. Учась говорить на своем родном языке, мы можем выучить тысячи понятий, которые при правильном использовании позволяют нам сделать правильные умозаключения об объектах нашего опыта.

Руководствование (владение) концептами требует понимания социальной принадлежности

К сожалению, на логику языка накладывается логика социальной принадлежности, в которой мы были обусловлены обществом, в которой мы воспитывались и от которой мы принимаем нашу идентичность (например: итало-американский священник-католик). Овладение “социальной принадлежностью” является такой же большой проблемой, как овладение и грамотным использованием логикой грамотного использования (на нашем родном языке). Тогда у нас двойная проблема. Наш недостаток понимания основных значений на родном языке усугубляется недостатком понимания социальной индоктринации, которой мы подвергались. Разумеется, социальная индоктринация представляет собой процесс, при помощи которого идеология (или система убеждений) определенной группы людей обучает неоперившихся членов группы, так чтобы они могли думать, как доминирующие члены этой группы. Образование, грамотно сконструированное, дает людям возможность видеть социальную индоктринацию, освобождая их от оков социальной идеологии. Они учатся мыслить вне их культуры, научившись приостанавливать некоторые допущение о мышлении внутри него.

Путешествие к личной свободе

Чтобы двигаться к личной свободе, мы должны развивать способность отличать концепты и идеи, скрытые в нашей социальной принадлежности от концептов и идей, подразумеваемых родным языком на котором мы говорим. Мы должны понять основное различие между ними. Например, люди из разных стран и культур могут говорить одинаково на родном языке. Народы Канады, Ирландии, Шотландии, Англии, Австралии, Канады и Соединенных Штатов говорят по-английски. Как правило, они неявно совместно используют (насколько они владеют языком) похожий набор базовых концептов (которые систематизированы в 23 томах Оксфордского словаря английского языка). Тем не менее, несмотря на то, что они совместно используют это лингвистическое наследие, эти разные народы не используют совместно одну и ту же социальную принадлежност. Более того, человек из Китая или Тибета может научиться свободно говорить на английском языке без какого-либо участия в нашей социальной индоктринации.

К сожалению, очень немногие студенты имеют достаточное представление о различиях между родным языком и различными культурами, которые могут его использовать. Таким образом, они не понимают, что родные языки – французский, немецкий, английский, суахили или хинди – являются хранилищами концептов, которые в общем и целом не являются “оторванными от жизни”. Их нельзя приравнивать к концептам, подразумеваемым в социальной идеологии, поощряемые определенными социальными или культурными группами. В самом деле, мы можем использовать концепции с нашего родного языка для критики социальной идеологии, как это делается в этой статье. Возможность владения языком делает возможным социальную критику.

Например, в Соединенных Штатах большинство людей считают, что американская форма экономической системы (капитализм) превосходит все остальные. Когда мы говорим идеологически, мы называем это “свободным предпринимательством”. Мы также часто допускаем (идеологически), что ни одна страна не может быть действительно демократической, если она не использует экономическую систему, подобную нашей. Кроме того, мы предполагаем, что основные альтернативные экономические системы являются либо “неправильными”, либо “порабощающими” или “злыми” (“империями зла”). Мы мотивированы думать о мире в этом упрощенном виде кинофильмами, новостями, школьным обучением, политическими речами и тысячами других социальных ритуалов. Воспитанные в Соединенных Штатах, мы трансформируем под себя различные концепты, верования и предположения о нас самих и о мире, иначе если бы мы были воспитаны в Китае или Иране (например). Тем не менее, ни один лексикограф не перепутал бы эти идеологические значения с основополагающими значениями слов в подлинном словаре английского языка. Слову “коммунизм” никогда не было бы дано определение экономической системы, которая порабощает людей. Слову “капитализм” никогда не было бы дано определение экономической системы, необходимой для демократического общества.

Однако, поскольку мы социально обусловлены в корыстной концепции нашей страны, многие наши социальные противоречия или несоответствия скрыты и остаются в значительной степени не вызывающими сомнений. Невозмутимый отказ от социального самообмана несовместим с развитием критического мышления учащихся. Руководство концепциями тогда не может быть отделено, от признания того, что на них оказывается идеологическое влияние.

Вызов, с которым мы сталкиваемся

Если мы хотим помочь учащимся хорошо мыслить концептами, мы должны научить их, как избавляться от поверхностного восприятия языка, и научиться вскрывая подноготную языка, рассмотреть альтернативные способы говорить и думать о вещах. Это включает в себя обучение тому, как внимательно изучать концепции, которые они лично сформировали, а также те, которым они подверглись с помощью социальной идеологической обработки. Это означает помогать учащимся понять, что, будучи фундаментально эгоцентричным, люди, как правило, попадают в ловушку “индивидуальных” значений. Социоцентрически думая, мы оказались в ловушке мировоззрения нашей группы сверстников и общества от более широкого круга.

Оба набора связующих затрудняют рациональное решение альтернативных способов концептуализации ситуаций, лиц и событий. Будучи настолько в ловушке, большинство студентов неспособно идентифицировать или оценить значения в словаре или социальные ритуалы, помпезность и блеск социальной власти и престижа. Студенты живут своей жизнью, то есть на поверхности смысла. Они не знают, как проникнуть в глубины.

При хорошем обучении, студенты способны проникнуть под поверхность. Они обучаются тому, как идентифицировать и оценивать концепты, основанные на естественных языках, с одной стороны, и те, которые подразумеваются в социальных ритуалах и табу, с другой. Они становятся хорошо умеющими выражать свои мысли что такое концепции и как они формируют наш опыт. Затем они могут идентифицировать ключевые концепции, подразумеваемые в информационном сообщении. Они начинают практиковаться в управлении своими идеями и, следовательно, жизненными решениями, которые эти идеи формируют и контролируют. Бредовые и поверхностные идеи существуют в нашем обществе, потому что их создало бредовое и поверхностное мышление. Они существуют для массового использования в фильмах, на телевидении, в сильно раскрученных “новостях” и в уклончивых речах об идеологическом мире “правопорядка”. Они наносят ущерб повседневной жизни людей.

Вызов обучению с этой обозримой целью многообещающий. К которому мы должны стремиться с большим чувством долгосрочного характера проекта и его важности в жизни учащихся. Мы можем начать непритязательными способами, например, с правильного использования словаря или как определить нравы и табу своей группы ровесников, но начнем с того, как качество мышления сегодняшних студентов определяет качество мира, который они создадут завтра.
 
Адаптировано из книги “Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Learning and Your Life“, Ричард Пол и Линда Элдер.
 
 
Материал переведён Игорем Хайдакиным совместно с Vadym Koposovych.
Оригинал (английский): Thinking With Concepts
 
 

0

Автор публикации

не в сети 23 часа

Игорь Хайдакин

1 195
Комментарии: 0Публикации: 217Регистрация: 19-02-2016

Добавить комментарий

Кто сейчас на сайте:

Пользователи не найдены